Древнейшие йотуны

Другие имена Имира

Автор: Джон Линдоу (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Джон Линдоу, "Скандинавская мифология"

Аургельмир (Aurgelmir, «Ревущий в грязи») — первозданный великан.

В «Речах Вафтруднира» Один спрашивает великана Вафтруднира: «…кто в начале времен / был старшим из асов / и родичей Имира?»[1]. Вафтруднир отвечает, что за много лет до того, как была создана земля, родился Бергельмир; его отцом был Трудгельмир, а дедом — Аургельмир. Тогда Один задает вопрос, откуда взялся этот Аургельмир (строфа 30), и великан отвечает:

Брызги холодные
Эливагара
ётуном стали…

Следующим вопросом Один осведомляется, откуда у этого великана взялись дети, если при нем не было великанши. В строфе 33 Вафтруднир отвечает:

У ётуна сильного
дочка и сын
возникли под мышкой,
нога же с ногой
шестиглавого сына
турсу[2] родили.

Снорри цитирует эти стихи и добавляет, что Аургельмиром инеистые великаны звали Имира. Поскольку других свидетельств об этом не сохранилось, приходится предположить, что Снорри таким образом пытался систематизировать мифологические сведения; однако остается фактом, что описанный процесс гермафродитического размножения этимологически ближе Имиру (Ymir), значение имени которого связано с понятием удвоения, чем Аургельмиру.


Блаин (Bláin) и Бримир (Brimir) — другие имена Имира, упомянутые в «Прорицании вёльвы» (9):

Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
и кости Блаина.

Имя «Блаин» происходит от blár («синий») и может заключать в себе аллюзию на синее небо. Оно встречается также в списках имен, но как имя одного из карликов.

Имя «Бримир» происходит от brim («прибой» или «бурное море») и может указывать на сотворение моря из крови Имира. Оно встречается также в строфе 37 «Прорицания вёльвы», но уже как название пиршественного чертога великанов, — или, не исключено, как имя владельца этого чертога. Этот чертог стоит «на Окольнир» (Ókólnir, букв. «Нехолодный») или зовется Окольнир, если Бримир — имя его хозяина.

 

[1] «Старшая Эдда» цитируется в пер. А.И. Корсуна. — Здесь и далее примечания переводчика.

[2] В оригинале «ins fróða jötuns» («мудрому йотуну»).

John Lindow (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Новости

04.06.2020

В раздел "Публицистика" добавлена статья Санниона "О духовной прозорливости"

22.05.2020

В разделы "Фригг: исследования" и "Фрейя: исследования" добавлена статья Стефана Гранди "Фрейя и Фригг" 

15.05.2020

В раздел "Аполлон: Античные гимны" добавлена молитва Аполлону из Греческих магических папирусов (II.1—8)

12.05.2020

В раздел "Греческие магические папирусы" добавлена "Стела иероглифиста Иеу" (PGM V. 96—172)

08.05.2020

В раздел "Греческие магические папирусы" добавлена "Молитва о единении с Гелиосом" (PGM III. 494—611)