Кто такая Хольда?

Шеннон Грейвс (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Торскегга Торн, "Хольда"
Торскегга Торн, «Хольда»

Хольда — германская богиня, соединяющая в себе много функций: дева, мать и старуха, пряха и госпожа зимних бурь, предводительница Дикой Охоты, защитница и похитительница детских душ. По преданиям, она являлась людям то в образе юной и прекрасной девы, то в облике древней старухи, но всегда в белоснежных одеяниях и с белыми, как снег, или серебристыми волосами. Говорят, что в образе старухи  у нее кривые зубы и огромный нос, а одна ступня больше другой — из-за того, что она постоянно трудится за прялкой. На поясе она носит ключи — атрибут хозяйки дома.

Прежде всего, Хольда — богиня домашней работы: прядения, приготовления пищи, поддержания чистоты и порядка в доме и заботы о детях. Она покровительствует домохозяйкам и превыше всего ценит трудолюбие. До нас дошло много легенд о том, как Хольда вознаграждает прилежных хозяюшек и наказывает ленивых. Однако тем, кому не хватает сил управиться со всей работой по дому, она помогает: когда мать засыпает от усталости, Хольда качает за нее колыбельку с ребенком.

Память о том, что Хольда покровительствует трудолюбивым женщинам, сохранилась в немецкой народной сказке о Фрау Холле (Госпоже Метелице). Героиня этой сказки, молодая девушка, проваливается в колодец и попадает в таинственный подземный мир. Там она помогает всем, кого встречает на пути. В конце концов, она приходит к некой старухе и охотно помогает ей навести порядок в доме. Старуха отпускает ее, щедро наградив: отныне всякий раз, как девушка открывает рот и произносит хоть слово, с губ ее падает золотой слиток. Мать девушки отправляет на дно колодца вторую свою дочку — в отличие от первой, ленивицу. Но ленивая сестра отказывает в помощи обитателям подземной страны, и старуха возвращает ее домой с «подарком» иного рода: вместо золота изо рта ее при каждом слове выскакивают жабы.

Особенно сурова Хольда бывала с женщинами, которые ленились прясть, и это не случайно: одно из главных ее искусств — прядение льна. Легенда повествует о крестьянине, который попал в горную пещеру и увидел там Хольду, сидящую на троне в окружении юных дев. Хольда предложила ему выбрать себе подарок, и крестьянин, ошеломленный чудесным зрелищем, попросил голубые цветы, которые она держала в руке. Это были цветы льна, о котором, по преданию, в той местности люди еще не знали.  Хольда дала крестьянину льняных семян, а позже сама научила его жену, как вымачивать, мять, трепать и чесать льняные волокна и, наконец, прясть из них крепкую нить. Поэтому она помогает трудолюбивым пряхам и может сама заканчивать за них работу, если те уснут за прялкой от усталости, — и поэтому же она не щадит ленивиц, пренебрегающих ее даром, и ломает им веретена.

Кроме того, Хольду чтили как защитницу детей, хотя по некоторым мифам о ней может сложиться совершенно противоположное впечатление. Говорили, что Хольда собирает души мертвых детей, главным образом младенцев, умерших слишком рано: в христианские времена — до крещения, а в более древние, языческие, — до наречения. В дохристианскую эпоху детей нарекали на девятый день от роду, а пока ребенок не получил имя, он не считался привязанным к родословному древу и не подпадал под покровительство предков. Если он умирал до наречения, душа его не могла отправиться к предкам — и ее забирала Хольда. Кроме того, она забирала и некоторых детей постарше — по разным причинам. Согласно самым мрачным версиям мифа, она могла украсть жизнь у совершенно здорового ребенка. Говорили, что она странствует по свету в образе старухе или едет в повозке, за которой следует ее свита — души умерших детей.

Во вторую очередь, Хольда — богиня зимы. Считалось, что она приносит первый в году снегопад: одни говорили, что это матушка Хольда ощипывает гусей, другие — что она взбивает свои подушки и перины, набитые гусиным пухом. В зимнюю пору она предстает как Белая Госпожа, сребровласая богиня, укрывающая землю снежным одеялом. Народные поверья связывали ее и с другими погодными явлениями: когда идет дождь, Хольда стирает белье; когда сверкает молния, Хольда треплет лен; когда собирается туман, Хольда топит печь и дым идет из трубы. Зимнее время года, в свою очередь, было тесно связано с рукоделием: зимой женщины пряли, ткали и шили летнюю шерсть и лен.

Праздник этой богини приходился на Йоль, самый короткий день зимы, и вплоть до недавнего времени в некоторых областях Германии Хольда считалась одной из тех, кто приносит детям рождественские подарки. Там ее представляли в виде ведьмы в красном плаще, летающей на метле от дома к дому и наполняющей подарками детские башмачки. В надежде на хорошие подарки дети оставляли для нее молоко и хлеб.

Более древний миф изображает Хольду предводительницей Дикой Охоты, пролетающей по небу в канун Йоля. Вслед за Хольдой мчатся завывающие души мертвых детей, и это совсем другая (и, на мой взгляд, куда более страшная) Дикая Охота, чем та, что состоит из душ погибших воинов во главе с Одином. В средненидерландском языке Млечный Путь назывался Vroneldenstraet — «дорога Фрау Хульде».

Некоторые исследователи отождествляют Хольду с Перхтой — еще одной германской богиней, обладающей схожими атрибутами, но гораздо более жестокой и кровавой. Некоторые почитатели Перхты соглашаются с ними, но другие (в особенности те, кто работает непосредственно с Перхтой) полагают, что это две разные богини, действующие в смежных областях.

В-третьих, Хольда — богиня ведьм. Многие современные язычники сочли бы это утверждение оскорбительным, объявив его выдумкой средневековых церковников, которые пытались очернить древнюю и почтенную богиню, связав ее с ведовскими культами. Но лично я не нахожу в этом ничего оскорбительного. Как бывшая последовательница традиционной британской Викки я принимаю покровительство Хольды как великую честь и благодать. В Средние века считалось, что в Дикой Охоте Хольды участвуют не только души умерших детей, но и ведьмы и прочие еретики. Возможно, это поверье было одним из последних пережитков языческой традиции, а возможно — просто бунтом против гнета средневековой церкви, своеобразным выражением тоски по тем временам, когда мир был более волшебным и свободным.

Предания гласят, что ведьмы тем или иным способом покидали свои тела и переносились на гору Хольды, где чествовали ее как свою королеву. Таким образом, к Хольде можно обращаться за помощью в трансовой работе, основанной на путешествиях в духе. Кроме того, она связана с магией узлов и рукоделия в целом, с приготовлением различных магических снадобий (как разновидностью «кухонного ведовства») и с превращением в кошек и других домашних животных. Каждая женщина, открывающая для себя магию в обыденной домашней работе, вступает в царство Хольды.

В-четвертых, Хольда — богиня подземного мира, но, вопреки мнению некоторых исследователей, она не имеет ничего общего с Хель. Согласно одним мифам и легендам, Хольда правит таинственной страной, попасть в которую можно через колодец; по другим версиям, она обитает в пещере внутри горы. Этот подземный мир — не царство всех умерших, над которым властвует Хель, а совершенно особый, отдельный мирок. Впрочем, Хольда, как и Хель, ассоциировалась с бузиной, которую в Германии называли Hollebier и Holantar, а дух этого дерева, согласно поверьям, имеет облик почтенной пожилой женщины и сторожит дорогу в подземный мир — будь то Хельхейм или волшебная страна Хольды. Бузину называли «аптекой для бедных», потому что все ее части — и листья, и цветы, и стебли, ягоды — помогали от разных болезней. Подобно духу бузины, Хольда также связывалась с различными водоемами — болотами, ручьями, колодцами, источниками и прудами. Одно старинное поверье гласило, что дети до рождения спят под водой, в озере Хольды, — потому и появляются на свет такими мокрыми. И попасть в подземный мир Хольды проще через воду, а не посуху, как в Хельхейм, куда ведет Дорога Мертвых.

Пожалуй, больше всего подземная страна Хольды похожа на жилище фэйри — Королевство-под-Холмом. И это подталкивает нас к выводу, что Хольда — богиня волшебного народа. Возможно, именно в ее честь названо одно из племен фэйри — лесные хульдры. Как правило, в сказках хульдра выглядит как прекрасная девушка и отличается от человека только коровьим хвостом (который тщательно скрывает). Однако известны и другие легенды, в которых к племени хульдр относятся самые разнообразные волшебные существа, — и всем им покровительствует Хольда. В Средние века нередко считалось, что фэйри — это перевоплотившиеся души младенцев, умерших некрещеными, что опять-таки возвращает нас к теме свиты, сопровождающей Хольду. Тем более, что в некоторых легендах Хольда возглавляет не только Дикую Охоту, но и процессию хульдр; при этом сама она одета в серое и несет ведро молока. Этой ее ипостаси посвящена особая грустная песня (huldreslaat).

Эта любовь к процессиям определенно роднит Хольду с богами из племени ванов, изображения которых в древности возили в повозках от селения к селению. В культовых шествиях, посвященных Хольде, иногда носили плуг или лодку — символы ее покровительства земледельцам и мореплавателям, также указывающие на некоторое сходство с Фрейром и Ньёрдом.

В исландской «Саге о Стурлунгах» упоминается великанша по имени Хульда (возможно, связанная с Хольдой или даже тождественная ей). В «Саге об Инглингах» действует прорицательница по имени Хулла. Одну из возлюбленных Одина звали Хульдой, и она родила ему дочерей Торгерд и Ирпу, фигурирующих в одной саге XIV века. Не исключено, что в Германии их почитали как местных богинь-покровительниц .

Итак, Хольда — великолепная богиня, устоявшая и сохранившая свою индивидуальность даже во мраке Средневековья, чрезвычайно многогранная, сильная и заслуживающая должного уважения. Да славится ее имя, и да воздаются ей почести в этом святилище!

Shannon Graves (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.