Культ великанш

Культ великанш
Автор: Шина Макграт (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
 

«Прядь о Вёльси» — сказание неясной достоверности, записанное в XIV веке, —  повествует о языческом культе, приверженцы которого проводили церемонии с засушенным конским пенисом, передавая его по кругу и читая над ним стихи. По всей видимости, это были импровизации, но в каждой из них повторялась одна и та же фраза: «Пусть мёрнир (mörnir) примут эту жертву»1Þiggi mörnir / þetta blæti, в пер. Т. Ермолаева: «Взял бы мёрнир этого идола».

Мёрнир

"Скади" (неизвестный автор)
«Скади» (неизвестный автор)

В гораздо более ранней языческой поэме «Хаустлёнг» великан Тьяцци дважды упоминается как отец «мёрны» (mörn). Поскольку его дочь — великанша Скади, то логично предположить, что «мёрнир» — это «великанши».

Это слово фигурирует также в перечне великанш из «Списка имен», в «Драпе о Торе» (7:6) и по меньшей мере в двух поэтических кеннингах (French, 68—69; Faulkes, 156).

За перечнем великанш следует список имен Тора, на основании чего можно предположить, что составитель «Списка имен» вспоминал «Драпу о Торе» и сюжет, на котором она основана. В этом сюжете Тора унижают и едва не убивают великанши — дочери Гейррёда. (Кроме того, в поэме «Хаустлёнг» Тор описывается как истребитель потомства «мёрны»).

Происхождение слова rn неясно, однако предполагаются две возможные этимологии: 1) от глагола merja — «сокрушать, ранить», или 2) от существительного mara, того самого, к которому восходит элемент mare в английском слове nightmare, «ночной кошмар» (French, 70).

Не удивительно, что все это вызвало бурные споры по вопросу о том, существовал ли в древности культ мёрнир и если да, то что он собой представлял. Некоторые авторы, такие как Барбара Уокер, проявляют живой интерес к мотиву кастрации, связанному с темой мёрнир.

Скади и Локи

Шуточный ритуал, намекающий на кастрацию, — элемент мифа о великанше Скади. После того, как боги убили ее отца, Скади потребовала возместить ущерб: дать ей в мужья одного из асов и сделать так, чтобы она наконец развеселилась.

Второе требование исполнил Локи. Чтобы рассмешить великаншу, он привязал свою мошонку к бороде козла, — и они с козлом принялись перетягивать веревку, пока та не лопнула и Локи не упал прямо на колени Скади. Тут великанша рассмеялась — и на этом ее счеты с богами были закончены. Однако некоторые интерпретируют эту историю как завуалированное указание на то, что боги поднесли в дар скорбящей и гневной мёрне половые органы Локи, и сопоставляют этот дар с подношением мёрнир из «Пряди о Вёльси».

Учитывая то, что Тьяцци носил Локи за палку, которой Локи прежде ударил великана и к которой пристали его руки, а также то, что Скади впоследствии подвесила над связанным Локи змею, из пасти которой капал яд, можно согласиться, что фаллическая тема выражена в этих мифах достаточно ярко (Lindow, 269).

Барбара Уокер и Ричард Норт определенно убеждены, что история с козлом и Скади подразумевала кастрацию Локи. Однако Снорри ни разу не упоминает о том, что Локи лишился половых органов; более того, если бы это действительно подразумевалось, о подобном недостатке наверняка упомянул бы кто-то из персонажей «Перебранки Локи» (из других источников известно, что кастрация считалась очень тяжелой и, к тому же, позорной травмой).

Культ великанш)

Тем не менее, «Перебранка Локи» ставит перед нами другой вопрос, а именно: существовал ли культ великанов? В обмене репликами с Локи Скади говорит ему: «…если ты был первым и последним в убийстве Тьяцци, то в моих святилищах и на моих равнинах повсюду будут замышлять о тебе недоброе» («Перебранка Локи», 51)2Во всех стихотворных русских переводах упоминание о святилищах опущено..

Это и другие свидетельства, в том числе сохранившиеся топонимы, позволяют предположить, что Скади действительно поклонялись, а из Младшей Эдды мы знаем, что ее и некоторых других великанш причисляли к богиням. Однако все они состояли в родственных связях с богами — как жены (Скади, Герд) или матери (Йорд).

Помимо богинь/великанш, фигурирующих в эддах, в нескольких сагах упоминается также великанша Торгерд, Невеста Хёльги, у которой были свои святилища и культ. Торгерд получала много богатых подношений и, в частности, была покровительницей норвежского ярла Хакона. В «Саге о йомсвикингах» рассказывается, как он умилостивил ее жертвами и Торгерд послала шторм, который помог Хакону одержать победу в битве. (Правда, чтобы склонить великаншу к помощи, ярлу пришлось принести в жертву своего седьмого сына.)

Еще две саги, «Сага о Ньяле» и «Сага о Хёрде и островитянах», рассказывают о том, как были разрушены капища Торгерд. В первом случае враг ярла Хакона оскверняет образы Торгерд и других богов и сжигает святилище, чтобы подорвать дух Хакона, а во втором годи (жрец) Гримкель предает капище огню, чтобы отомстить богам за немилость, но тем же вечером умирает сам. (По иронии судьбы, разгневался он именно из-за того, что Торгерд предсказала ему скорую смерть.)

Согласно «Саге об оркнейцах», еще одной великанше, Гои, был посвящен праздник Гои-блот, приходившийся на начало февраля. Сам этот месяц тоже был назван в ее честь. Первый гои-блот («жертвоприношение в честь Гои») устроили после того, как в январский праздник Торра-блот Гои бесследно исчезла: надеялись, что это поможет ее найти. В дальнейшем его стали проводить ежегодно — даже после того, как Гои отыскалась.

Братья Гои были первыми конунгами Норвегии; к этому же семейству восходил род оркнейских ялов. Таким образом, великанше Гои не только был посвящен особый праздник: она еще и числилась среди прародителей норвежской королевской династии.

Итак, некоторым великаншам действительно поклонялись, и культы Торгерд и Гои, по всей вероятности, имели важное значение. Поэтому не исключено, что и у «мёрнир» был свой культ, пусть и не общественный, а домашний.

Как отмечает Клайв Толли, автор «Пряди о Вёльси» несомненно потешался над сельскими язычниками, но отчасти его рассказ основан на подлинных народных обычаях — таких, например, как магическое применение «льна и лука» (lina laukaz). Толли выражает сомнения в существовании культа великанш, но, как было показано выше, некоторым великаншам в древности действительности поклонялись.

Литература

  • The Elder Edda, a Book of Viking Lore, Andy Orchard (trans.), Penguin Classics, 2011.
  • Edda, Snorri Sturluson/Anthony Faulkes, Everyman Press, Penguin, 1992. (reprint)
  • The Haustlöng of Þjódólfr of Hvinir Richard North (ed. and trans.), Enfield Lock, Middlesex, Hisarlik Press, 1997.
  • French, Kevin 2014: “We need to talk about Gefjun: Toward a new etymology of an Old Icelandic theonym.”, University of Iceland, MA thesis.
  • Lindow, John, 2001: Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals and Beliefs, OUP, New York and Oxford.
  • North, Richard 2001: “Loki’s Gender: Or, why Skadi Laughed”, in Monsters and the Monstrous in Medieval Northwest Europe, eds. Olsen, Karin E. and Luuk A. J. R. Houwen: Peeters Publishers, Leuven: 141-51.
  • Røthe, Gunnhild 2006: “The Fictitious Figure of Þorgerðr Hölgabrúðr in the Saga Tradition”, in Proceedings of the Thirteenth International Saga Conference, Durham and York, 6th-12th August, 2006.
  • Simek, Rudolf (trans. Angela Hall), 1996, Dictionary of Northern Mythology, D. S. Brewer, Cambridge.
  • Tolley, Clive 2009: “Völsa þáttr: Pagan Lore or Christian Lie?” in Analecta Septentrionalia. Beiträge zur nordgermanischen Kultur – und Literaturgeschichte. Festschrift an Kurt Schier, eds. Wilhelm Heizmann and Astrid van Nahl, Ergänzungsbände zum Reallexikon der Germanischen Altertumskunde, Walter de Gruyter: 680–700.
  • Walker, Barbara  1983: The Woman’s Encyclopedia of Myths and Secrets, HarperOne.

Sheena McGrath (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    Þiggi mörnir / þetta blæti, в пер. Т. Ермолаева: «Взял бы мёрнир этого идола»
  • 2
    Во всех стихотворных русских переводах упоминание о святилищах опущено.