Браги

Автор: Рудольф Зимек (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Рудольф Зимек, «Словарь северной мифологии»

 

Торскегга Торн, "Браги"
Торскегга Торн, «Браги»

Браги (др.-сканд. Bragi) — бог поэзии. В «Языке поэзии», 1 он назван в числе асов, а в «Видении Гюльви», 26 о нем сказано: «Есть ас по имени Браги. Он славится своею мудростью, а пуще того, даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию [bragr] и тех, кто превзошел красноречием всех прочих жен и мужей. Имя жены его — Идунн»1Пер. О. Смирницкой.. В Старшей Эдде Браги упоминается в мифологическом контексте в «Речах Гримнира», 44 («…скальд лучший — Браги»), хотя не исключено, что здесь идет речь о скальде Браги Боддасоне (см. ниже). В «Перебранке Локи» (8—14) Браги наряду с другими асами препирается с Локи, и здесь же снова сказано, что Идунн — его жена. Последнее из эддических упоминаний о Браги встречается в «Речах Сигрдривы», 16, где речь идет о «языке Браги» в некой неясной связи с рунами. В скальдической поэзии Браги упоминается редко: в одной строфе, цитируемой в «Саге о Греттире», он снова фигурирует как муж Идунн, а в «Речах Хакона», 14 (961 г. н.э.) и в «Речах Эйрика», 4 (954 г. н.э.) — как тот, кто приветствует павших вождей в Вальгалле.

В двух последних источниках нет никаких указаний на божественность поэта Браги: этот Браги — просто один из героев, удостоившихся доступа в Вальгаллу. Тем не менее, очень высока вероятность, что в источниках XII—XIII вв., а именно в Младшей Эдде и в «Перебранке Локи», прообразом божественного персонажа послужил Браги Боддасон Старый (Bragi enn gamli Boddason), знаменитый скальд IX в. Учитывая, что германская мифология подверглась систематизации лишь в эпоху Высокого Средневековья в трудах исландских ученых, это обожествление могло произойти тогда же, а не в языческие времена.

Браги Боддасон — древнейший из всех известных нам скальдов. Он жил в IX веке (вероятно, в Норвегии); сохранившиеся источники не позволяют датировать его деятельность более точно. В «Перечне скальдов» XII— XIII вв. Браги в одном месте назван скальдом шведского короля Бели, а в другом — шведского короля Бьёрна из Хоги, которого отождествляют с королем Берном из Бирки, в 830 году принимавшим у себя в гостях святого Ансгария. Судя по этим обрывкам информации, в 830 году Браги был уже взрослым, однако из исландских источников («Книга о занятии земли», «Сага об Эгиле»), включающих его имя в генеалогии, явствует, что он родился позже и жил приблизительно между 835 и 900 гг. Помимо нескольких отдельных строф, цитируемых в различных источниках, в Младшей Эдде сохранилось двадцать строф и полустроф из «Драпы о Рагнаре» — так называемой щитовой поэмы, описывающей мифологические и легендарные сцены, изображенные на щите. В Средние века Браги Боддасона уже почитали как лучше из скальдов, и если предположение о его тождестве с богом поэзии Браги верно, то между его смертью и превращением в мифологическую фигуру прошло не более столетия.

Снорри отмечает, что от имени бога Браги произошло слово bragr, «поэзия»; но поскольку bragr может означать также «вождь, предводитель», а имя Браги носили многие исторические лица и вымышленные персонажи, нет уверенности в том, что оно было связано с понятием поэзии изначально. Возможно, эта связь возникла лишь в результате упомянутого процесса обожествления.

Браги в литературе XVIII — начала XIX вв.: Фридрих Готлоб Клопшток, оды «Вингольф» (1747), «Брага» (1771) и «Искусство Тьяльва» (1771); Адам Готлоб Эленшлегер, «Песнь Браги о Гевьон» (в сборнике «Скандинавские боги», 1819); литературный журнал «Брагур» (1791—1812).

Браги в изобразительном искусстве XIX в.: Карл фон Мюнхгаузен, «Брага» (гравюра, 1799); Карл Эренберг, «Бальдр и Нанна, Идунн и Браги» (рисунок, 1883); Эмиль Дойплер-младший, «Браги» (1901).

Rudolf Simek (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    Пер. О. Смирницкой.