Копье Одина
Автор: Карл Зайгфрид (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Судя по многим свидетельствам, копье Одина Гунгнир («колеблющееся, раскачивающееся») с давних времен символизировало посвящение этому богу.
Копье, как и молот, встречается на чрезвычайно древних наскальных изображениях, созданных задолго до эпохи викингов. На некоторых из них мы видим огромное копье, которое несет целая толпа людей. На других — копье в руках некой гигантской фигуры, в несколько раз превосходящей ростом других персонажей. Быть может, это изображение некоего древнего бога, на основе которого позднее развился образ Одина?
В «Прорицании вёльвы» упоминается, что «первая в мире» война началась с символического акта: Один мечет свое копье поверх голов вражеского войска. Мотив копья, брошенного над головами врагов в знак начала сражения, повторяется и во многих других мифах и сагах.
В «Пряди о Стюрбьёрне Шведском Воителе» шведский конунг Эйрик заключает с Одином сделку ради победы над своим соперником Стюрбьёрном. Один дает ему тростинку и велит метнуть ее над вражеским войском со словами: «Отдаю всех вас Одину!» Эйрик исполняет все, как ему было сказано, и тростинка в полете превращается в копье. Его врагов тотчас поражает слепота, а затем с горы сходит лавина и погребает под собой все войско Стюрбьёрна. Сразу видно, что с Одином шутки плохи.
В одной из саг, упомянув о том, как военачальник метнул копье над головами вражеского войска, рассказчик добавляет, что это было сделано «по древнему обычаю». Этот «древний обычай» фигурирует даже в некоторых поздних произведениях, написанных уже в христианскую эпоху. Так, в германской эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» (конец XII — начало XIII вв.) ему следует персонаж по имени Фолькер: «Скрипач оружье это взял и вслед врагам швырнул. / Оно над всей толпою со свистом пронеслось, / Ударилось о землю и так в нее впилось, / Что отступить от зданья заставил гуннов страх. / Впервые Фолькер поселил его у них в сердцах»1«Песнь о Нибелунгах», XXXIV, пер. Ю. Корнеева.. Автор «Песни о Нибелунгах» описывает тот же самый ритуальный жест, хотя и не понимает, в чем заключается его древнее религиозное содержание.
В чем же оно заключалось? Прояснить символический смысл копья помогает эддическая песнь «Речи Высокого» (где прозвищем «Высокий» именуется сам Один). В одной из самых знаменитых строф этой песни от имени Одина говорится:
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых2«Речи Высокого», 138, пер. А. Корсуна..
Это часть широко известного предания о том, как Один обрел тайное знание рун — букв древнегерманского алфавита, наделенных магическими силами. Оставим пока в стороне вопрос о том, что означает принесение себя в жертву себе же, и обратим внимание на то, что в жертвоприношении Одину важную роль играет копье. В «Саге об Инглингах» повторяется тот же мотив, и на основании сказанного в ней можно сделать вывод, что приверженцы Одина перед смертью наносили на свое тело отметины острием копья, чтобы посвятить себя этому богу3«Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом» («Сага об Инглингах», IX, пер. М. Стеблин-Каменского)..
Напрашивается предположение, что бросок копья над головами вражеских воинов — это своеобразный способ посвятить их Одину. Такой символический акт подразумевал, что все враги, убитые в сражении, послужат жертвами этому богу. И это был очень серьезный способ заручиться поддержкой Одина: военачальник, метнувший копье, предлагал богу массовое жертвоприношение в обмен на помощь в битве. Таким образом, бросок копья, которым Один начал «первую в мире войну», — это в действительности «жертва себе же», наподобие той, что описана в «Речах Высокого».
Итак, копье Одина, как и молот Тора, — это не просто оружие, а предмет, обладающий глубоким религиозным смыслом. И на самом деле в этом нет ничего необычного.
Вспомним, например, историю креста в христианстве. Первоначально крест служил орудием чудовищной, мучительной казни. Однако в христианстве распятие стало почитаться как символ жертвы, которую Иисус Христос принес ради спасения человечества. (И здесь так и хочется добавить: «…подобно тому, как Один принес себя в жертву, чтобы открыть человечеству тайное знание».) Иными словами, для христиан крест — это глубокий и сложный символ, смысл которого далеко не исчерпывается историческим применением креста в качестве орудия казни.
То же самое можно сказать и о молоте и копье в скандинавской религии. Молот Тора — символ благословения и защиты. А копье — символ посвящения Одину: при помощи копья верующий посвящал этому богу самого себя или тех, кого предназначил ему в жертву.
Karl E.H. Seigfried (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
- 1«Песнь о Нибелунгах», XXXIV, пер. Ю. Корнеева.
- 2«Речи Высокого», 138, пер. А. Корсуна.
- 3«Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом» («Сага об Инглингах», IX, пер. М. Стеблин-Каменского).