Джорди Ингерсон (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Благословение пива и эля
Ах, Джон Ячменное Зерно!
Ты чудо-молодец!
Погиб ты сам, но кровь твоя —
Услада для сердец.
Как раз заснет змея-печаль,
Все будет трын-трава…
Отрет слезу свою бедняк,
Пойдет плясать вдова.
Гласите хором: «Пусть вовек
Не сохнет в кружках дно
И век поит нас кровью Джон
Ячменное Зерно!»[1]
Пивоварение — священное искусство. Пивовар берет ячменное зерно — тело Фрейра — и превращает его в чудесный напиток, приносящий нам радость. Каждый этап варки можно рассматривать как отдельный маленький ритуал, и на каждом из них использовать особое благословение или молитву. Сам процесс пивоварения описывается здесь лишь в общих чертах; чтобы сварить пиво по всем правилам, обратитесь к специальной литературе.
Прежде всего пивовар должен самым тщательным образом вымыть все сосуды, предназначенные для варки, чтобы вредные микроорганизмы не испортили пиво. Поэтому первая молитва, очистительная, обращена к Хольде:
Поднимется ветер, повалят снега —
То слуги твои, Госпожа Очага!
Приди на подмогу, Хозяйка Метлы,
До блеска очисти пивные котлы!
Затем следует благословить осоложенное зерно:
Славься, о Фрейр, Господин зерна и всякого блага!
Ты в жертву себя принес во имя людей,
Ты подарил нам хлеб — пищу и радость телу,
Даруй нам теперь и пиво — веселье сердцу!
Затем в чане кипятят воду, остужают ее, добавляют в воду солод и оставляют на ночь. Утром отфильтровывают «дробину», добавляют еще воды и повторяют всю процедуру до тех пор, пока не получат столько сусла, сколько требуется по рецепту. После этого сусло варят с травами, которые придадут пиву желаемый аромат и обеспечат ему сохранность.
В наши дни в пивное сусло чаще всего добавляют хмель, но в прошлом использовали и другие травы. Эль и пиво на хмелю приобрели популярность в Средние века, когда монастыри получили монополию на варку пива с любыми ароматическими травами — точнее, любыми, кроме хмеля, который по каким-то непонятным причинам не вошел в перечень растений, запрещенных к использованию в частных пивоварнях. Светские пивовары стали варить пиво на хмелю и продавать его дешевле монастырского. К тому времени, как монастыри утратили монополию на пиво других сортов, все уже привыкли к хмелю и стали считать его лучшей и, фактически, единственной отдушкой для пива.
Тем не менее, в старину в пиво добавляли и многие другие ароматические растения: крапиву, можжевельник, тысячелистник, будру (которую называли также пивной травой), бальзамическую пижму и восковницу. Богиня диких трав — Герд, и поэтому прежде, чем добавить травы к осоложенному зерну — дару ее мужа, Фрейра, — над ними следует прочитать следующее благословение:
О ты, Хозяйка Трав, жена Златого Вана,
Ему превыше всех любезна и желанна,
Дары твоих садов с любовью освяти
И радостно взойди на ложе с Золотым!
Мешочек с травами (или травы россыпью, если вы собираетесь процедить сусло после нагревания) следует вложить в чан с суслом со всем почтением, которого требует к себе брак бога и богини. Это действие — символ радостного воссоединения Фрейра и Герд на супружеском ложе.
Прокипятив сусло в течение часа, ему дают остыть, а затем добавляют в него пивные дрожжи. Не забывайте, что дрожжи — это живые существа, которые пожертвуют жизнью, чтобы превратить смесь ячменя и трав в пиво или эль. Добавляя дрожжи, благословите их:
Сонмы крохотных селян,
Наполняйте этот чан,
Чтобы Фрейра плоть златая
Новой жизнью прирастала
И взбурлила, и вскипела
Господина кровью пенной!
Затем пиво оставляют бродить в том же чане. Я начертил на своем пивном чане руну Ингуз, несущую благословение Фрейра. Пока идет процесс брожения, в комнате, где стоит чан, нельзя шуметь и браниться. Относитесь к пиву как к уважаемому гостю и не беспокойте его громкими звуками и резкими словами. Когда брожение закончится, процедите пиво и разлейте его по бутылкам, помеченным руной Ингуз. Осадок вылейте на землю как возлияние Фрейру.
Благословение меда
Для служителя ванов варка пива или эля символизирует священный брак Фрейра и Герд, а темный и густой напиток, который получается в результате, олицетворяет их взаимную супружескую любовь, земную и домашнюю. Что касается варки меда, то для служителя ванов она символизирует ежегодное священное соитие Фрейра и его сестры Фрейи, возвращающее земле свет после долгой зимы.
У служителя асов мед ассоциируется, главным образом, с подвигом Одина — добычей меда поэзии. Но и этот миф начинается со смерти божественного карлика Квасира, тесно связанного с ванами, так что варка меда остается, по существу, мистерией ванов. (И мы вспоминаем бедного Квасира, благословляя мед.) Медоваренные процессы схожи с пивоваренными, и при очищении чана и добавке дрожжей используются те же благословения, что приведены выше. Но сам мед благословляют иначе:
Слава тебе, Господин!
Слава тебе, Госпожа!
В сиянии вашем, о два светоносца,
Цветы на полях расцветают весною —
Услада и радость для Фрейи прекрасной,
И пчелы жужжат и снуют меж цветами
И сладкую ношу приносят усердно
В медовые ульи хозяюшки-Бейлы.
С печалью крадем мы у них пропитанье,
Но с радостью вносим сгущенное солнце
В палаты для пира — и с радостью выпьем,
И мудрого Квасира честно помянем.
Славься, прекрасная Фрейя, цветов госпожа!
Славься, о Фрейр золотой, владыка полей!
Светом святым озарите наши сердца!
Светлое золото пьем мы за ваш союз!
[1] Английская народная песня, пер. М. Михайлова.
Geordie Ingerson (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.