Автор: Фуэнсанта Пласа (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Рейвен Кальдера, «Путеводитель по Девяти мирам»
Вы просили меня написать о деньгах и о том, чему меня научил дверг Андвари. Я постараюсь. Жаль только, что писательница из меня никудышная: хотелось бы воздать Андвари по заслугам. Он не только покровитель денег — он покровитель всякого имущества вообще. Всего, чем мы владеем! Когда я была еще маленькой, он научил меня, что я — хозяйка своего достоинства и самооценки. Они мои по праву, и никто не может их у меня отнять. А поведение моего отца (когда он кричал на меня при людях, обзывал меня дрянью, куском дерьма и чокнутой девчонкой, — а мне было всего пять лет) — это его имущество, а не мое. Если я это понимаю, то могу не принимать все эти оскорбления на свой счет. Он может кричать сколько угодно — но вся его ругань останется при нем. А при мне останется то, что принадлежит мне, — мое достоинство. Получается, я неуязвима. Этому научил меня Андвари (ума не приложу, как ему удалось вложить это в голову пятилетнему ребенку!) — и тем самым он меня спас.
Деньги так же священны, как и наше достоинство и самооценка. Да, их опошлили; но осквернить можно лишь то, что когда-то было священным. Часть денег, которые у меня есть, — мои по праву, но часть оказалась у меня в руках по чистой случайности. Деньги, доставшиеся мне случайно, просто лежат в спячке (какие бы проценты они ни приносили). Они бездействуют. Если я встречаю человека, которому эти деньги принадлежат по праву, я отдаю их ему — и деньгам снова обретают святость. Они просыпаются и начинают жить полной жизнью. А если не отдать их, они со временем умрут и сгниют. Да, конечно, они останутся лежать на банковском счету и будут отображаться в выписках, но что с того? Они превратятся в яд, который будет отравлять меня изнутри.
Деньги — как почва: они должны преображаться. Иначе они умирают. Они должны превращаться в исполнение чьих-то мечтаний или в удовлетворение чьих-то нужд. Это-то и страшно в драконе Фафнире, которому, сами того не понимая, подражают многие люди: он не давал своим сокровищам развиваться. Точно так же и эти люди не дают своим сокровищам превратиться, например, в учебу в колледже для одного друга, в отремонтированную крышу — для другого или в сад, разбитый ради блага той земли, по которой мы ходим. Деньги Фафнира лежат без дела и разлагаются, а он не дает им жить и дышать. Но всякий раз, когда кто-то возвращает деньги их законному владельцу, мировая справедливость по чуть-чуть восстанавливается.
С другой стороны, важно хранить и никогда никому не отдавать то, что принадлежит вам по праву, будь то деньги, сила, энергия… да что угодно! Иначе вы тоже нарушите равновесие. Воровать вообще нехорошо — а у себя тем более. Итак, держите при себе свое и берегите чужое, пока за ним не придет его настоящий владелец. Андвари отдал свои сокровища Локи без сожалений (все, кроме кольца), потому что на самом деле они ему не принадлежали. Но кольцо было его собственным. Чего не понимают многие, так это того, что Андвари вовсе не проклинал это кольцо — в том не было нужды. Он просто сообщил Локи, что оно проклято. Потому что всякая вещь, которую вы берете у другого не по праву, становится проклятой. Это не возмездие, а просто закон причины и следствия. И этому закону, которому научил меня Андвари, подчиняется любое имущество, неважно, материальное или духовное.
Я люблю деньги — еще бы! Я ведь правнучка Андвари — и это само по себе большая удача и повод для радости, гордости и благодарности. Я люблю всё свое и готова защищать это зубами и когтями. Но не меньше я люблю и дарованную мне богами чудесную возможность время от времени хоть немного восстанавливать справедливость, исправлять искаженное. Да, я люблю деньги, — и, может быть, именно поэтому деньги всегда отвечали мне взаимностью. Я знаю, что если когда-нибудь начну цепляться за них (а за то, что любишь, цепляться не нужно, — и это правда, как бы шаблонно это ни звучало), они от меня уйдут и отыщут себя лучшего владельца и хранителя. Деньги — это живая, разумная сила, наделенная собственной волей. Это что-то вроде ландветтир, духов местности.
Самая большая проблема (по крайней мере, для Тельца, плохо понимающего этикет, и вдобавок с Меркурием в том же Тельце) — это научиться передавать законным владельцам их законную собственность таким образом, чтобы они понимали, что вы в курсе: это имущество принадлежало им по праву изначально. То есть, так, чтобы не оскорблять их, разыгрывая Щедрую Покровительницу. Я терпеть не могу всю эту снисходительную благотворительность. Но избежать этого сложно, потому что люди привыкли относиться к деньгам как к чему-то грязному.
Предположим, вы знаете, что кто-то нуждается в деньгах. И у вас, допустим, есть 25 долларов, которыми вы готовы поделиться. Если вы просто дадите этому человеку 25 долларов, он на каком-то уровне на вас обидится; но если вы, например, принесете ему корзину с фруктами (которая, признаем честно, нужна ему как корове седло) за ту же цену, это будет воспринято нормально. Можно подумать, деньги настолько нечисты, что их нужно превратить во что-то, прежде чем предлагать в дар. Но на самом-то деле деньги совершенно чисты. Это нам нужно кое-что подправить в голове — немного изменить свои представления о том, что значит давать и брать.
Хочу выразить здесь почтение одной моей подруге, которая однажды сказала: «Мы перед тобой в долгу, Фуэнсанта». Я пришла в ужас и стала бормотать: «Что ты, что ты… не выдумывай… ты мне ничем не обязана… я сама хотела поблагодарить тебя этим подарком». Она задумалась на секунду, тепло улыбнулась и сказала: «Ну что ж, тогда — на здоровье!» И мне сразу отпустило. По-моему, ей хватило секунды, чтобы понять все то, о чем я уже битый час пытаюсь тут написать.
Насколько я понимаю, Андвари когда-то вселился в деда моей матери и влил немного крови двергов в мою родословную. Мой прадед, Педро Мария Арисменди, всегда был похож на Андвари, а после того, как тот завладел им, это сходство еще усилилось. Если Андвари что-то берет, он обязательно дает что-то в ответ. Педро Мария был учителем начальной школы в венесуэльской рыбацкой деревушке, в те времена, когда школьных учителей считали «большими людьми». Тогда было не принято, чтобы важные люди носили покупки с рынка самостоятельно: всегда были слуги или носильщики. Но дед как ни в чем не бывало отправлялся на рынок и возвращался с живыми курами на ужин. Его жена возмущалась: «Педро Мария! Как ты можешь? Это ниже твоего достоинства!» Но этот невысокий, приземистый человечек смотрел на свою (гигантскую!) жену снизу вверх и спокойно отвечал: «С курами или без, я все тот же Педро Мария Арисменди». Он отлично понимал, что принадлежит ему по праву (его достоинство), а что досталось ему случайно (его статус). И я стараюсь не забывать о мудрости обоих моих прадедов — Андвари и Педро Марии — и бережно хранить ее в сердце.
Андвари однажды сказал мне: «Я кую не золото, а совесть. Я выковал твоих предков. А теперь кую тебя». Поэтому я молюсь Андвари в таких словах: «Во имя Андвари, кузнеца совести, да не спутаю я то, что досталось мне случайно, с тем, что мое по праву!»
Fuensanta Plaza (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.