Что мы знаем о богине Идунн?

Что мы знаем о богине Идунн?
Автор: Галина Красскова (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Ригон, "Идунн"
Ригон, «Идунн»

Можно сказать, что мы знаем об Идунн довольно много — со скидкой на то, как мало источников сохранилось до наших дней. Во-первых, имя ее означает «омолаживающая» и подходит ей как нельзя лучше: ведь Идунн — хранительница золотых яблок бессмертия, дарующих богам вечную юность и здоровье. Один из самых известных мифов о ней повествует о том, как Идунн вместе со своими яблоками была похищена, а затем возвращена в Асгард. Вкратце история такова: однажды бога Локи во время его странствий схватил и унес огромный орел. В обличье орла скрывался йотун по имени Тьяцци, могущественный чародей, который согласился отпустить Локи лишь в обмен на обещание, что тот приведет к нему богиню Идунн и что при ней будут ее чудесные яблоки. Локи согласился — по-видимому, рассчитывая, что впоследствии найдет способ ее вернуть. Похищение богини и молодильных яблок не прошло незамеченным; роль Локи в этих событиях вышла на свет, и асы потребовали, чтобы тот возвратил украденное. Разыскав Идунн в крепости Тьяцци, Локи превратил ее в орех, а сам обернулся соколом (с помощью волшебного соколиного оперения, взятого взаймы у Фрейи), схватил орех в когти и помчался во весь дух обратно в Асгард. Тьяцци пустился в погоню и в ходе дальнейших событий погиб, а его дочь Скади явилась в Асгард и потребовала выкуп за смерть отца. Одним из даров, которыми асы откупились от нее, стал брак Скади с Ньёрдом — одним из ванов, переселившихся в Асгард. Так дочь великана Тьяцци превратилась в союзницу асов, а похищение Идунн, пусть и самым косвенным и отдаленным образом, но все же послужило причиной к заключению этого союза. (Мотивы похищения и принятия в род присутствуют также в сюжете о матери Идунн). Любопытно при этом, что дары и владения Скади прямо противоположны всему тому, чем управляет Идунн. Таков главный миф об Идунн — и, насколько мне известно, единственный, если не считать сведений, которые приводятся в «Вороновой ворожбе Одина» и кратких упоминаний в некоторых других источниках.

Кроме того, мы знаем, что Идунн — жена Браги. Браги — сын Одина и Гуннлёд, зачатый в одну из тех трех ночей, за которые Гуннлёд отдала Одину мед поэзии. Это бог поэтов, бардов и скальдов. Сама Идунн — дочь карлика Ивальди и валькирии по имени Хильдегун (имя которой означает «битва» или «война»). Ивальди похитил Хильдегун, когда та была совсем еще юной, и она родила от него по меньшей мере двоих детей (в одном источнике упоминается, что у Идунн есть брат). Интересно, что Идунн хранит яблоки вдохновения и юности и в то же время замужем за богом музыкантов и поэтов, будучи при этом дочерью карлика. Божественное племя карликов, или двергов, часто ассоциируется с мастерством в различных ремеслах и, шире, с творчеством вообще. Ивальди, например, построил волшебный корабль Фрейра, Скидбладнир. Известен ряд сюжетов, в которых боги обращаются за помощью к карликам как искусным мастерам. Один получил от них свое копье и кольцо, Сив — золотые волосы, а Фрейя — чудесное ожерелье. Могучий молот Тора тоже был выкован одним из двергов. На собственной практике я пришла к выводу, что дверги — это боги ремесел (в первую очередь — связанных с огнем и землей, таких как кузнечное дело), отточившие свое искусство и поднявшие его до небывалых высот. Кроме того, в этом контексте связь Идунн с яблоками бессмертия приобретает особый смысл. Вспоминается латинский афоризм «Ars longa, vita brevis» — «Жизнь коротка, искусство вечно». Иными словами ключ к истинному бессмертию — наше мастерство и способность воплощать в жизнь наши творческие замыслы. Интересно, чему научил Идунн ее отец?

От матери-валькирии, как мне думается, ей достались упорная воинская гордость и сила духа и воли. Один из уроков Идунн очень похож на то, чем учит нас Сигюн: доброта и кротость — это дело выбора. Выбора сознательного, непрерывного, каждодневного и требующего невообразимой внутренней цельности и силы воли. Работая с двергами, я обратила внимание, что они редко хвастаются. Им это не нужно: творения их рук говорят сами за себя. Однако в вопросе цены за свою работу они непоколебимы. И точно такую же непоколебимость, скрытую под наружной кротостью, я чувствую в Идунн.

Не так давно мне попалась на глаза интересная дискуссия о родословной Идунн. Исследовательница Анджела Эмбер Кук в своей статье «В поисках ванов», посвященной северному язычеству вообще и Идунн в частности, тоже отмечает, что Идунн — полуасинья- полудверг, но этим дело не ограничивается. Кук провела среди северных язычников опрос на тему родителей Идунн и получила очень интересные результаты:

Фрейя Асвинн тоже полагает, что отец Идунн — Ивальди. При этом она утверждает, что Нанна, жена Бальдра, — сестра Идунн, а Орвандиль — их брат1Freya Aswynn, Northern Mysteries and Magic, p. 230.. Орвандиль — это, по всей вероятности, тот Аурвандиль, которого Снорри Стурлусон упоминает как мужа великанши по имени Гроа2«Язык поэзии», 25.. В Старшей Эдде («Заклинания Гроа») Гроа упоминается также как мать Свипдага. Вероятно, Асвинн опирается на версию Виктора Рюдберга, который — на основании сходства между сыновьями Ивальди и братьями Орвандиля — предположил, что Орвандиль — сын Ивальди, бывший муж Сив и отец Улля3Viktor Rydberg, Teutonic Mythology.. Если принять эту точку зрения, то Идунн окажется вдобавок сестрой кузнеца Вёлунда (он же Виланд, он же Вейланд), но смысл ее родословной в целом от этого не изменится. Родство Идунн с Ивальди Рюдберг обосновывает следующими строками из «Вороновой ворожбы Одина»:

Álfa ættar
Iðunni hétu
Ívalds eldri
yngsta barna.

…из рода альвов,
именем Идунн,
меньшáя из Ивальди
старших детей.

Шестая строфа «Вороновой ворожбы», откуда взята эта цитата, — единственное во всех исторических источниках упоминание о том, что отцом Идунн был Ивальди (или кто бы то ни было вообще). Под альвами здесь, скорее всего, подразумевается, опять же, племя карлика Ивальди, потому что карликов, или двергов, называют также свартальвами («черными альвами»). Конечно, возможен и такой вариант, что об Идунн здесь говорится как о дочери карлика и кого-то из альвов, но подтверждений этой версии я не встречала.

В «Вороновой ворожбе Одина» утверждается также, что Идунн «вышла из праха Иггдрасиля», Мирового Древа, сгоревшего в день Рагнарёка: очевидно, во время битвы она пряталась в расселине его ствола. Рудольф Зимек отмечает, что если Идунн поклонялись в языческие времена, то ее должны были чтить как богиню плодородия — из-за ее связи с яблоками4Rudolf Simek, Dictionary of Northern Mythology.. Но мне ее функции представляются несколько иными и более обширными: Идунн — богиня здоровья и преображающей силы. Из мифа о ее похищении явствует, что йотуны, обитатели опасного и враждебного мира, жаждали получить в свое распоряжение силы, подвластные Идунн. Мир инеистых великанов нередко изображался как унылый и бесплодный. При этом интересно, что Тьяцци потребовал от Локи не только яблоки Идунн, но и саму богиню: надо полагать, что яблоки оставались бесполезными, если только их не вручала сама Идунн как носительница омолаживающей и восстанавливающей силы. В своей личной практике я всегда ощущала глубокую связь между Идунн и Хель: первая сажает семя и помогает ему созреть, а вторая снимает урожай в положенный срок. Таким образом, обе эти богини тесно связаны с природными циклами.

Шина Макграт в своей книге «Асиньи» отмечает, что Идунн хранит свои драгоценные яблоки в ларце из ясеневого дерева5Sheena McGrath, Asyniur.. Ясень так часто ассоциируется с Одином и, косвенным образом, с валькириями, что на мой взгляд, эта деталь указывает на некую тайну, которую Идунн унаследовала от матери. Ясень — дерево воинов; он символизирует преодоление инерции и способность двигаться вперед, невзирая ни на какие препятствия. Стоит также добавить, что символика деревьев играла важную роль не только в культуре скандинавов, но и у их соседей кельтов, которые связывали яблоню с путешествиями в иные миры, а ясень — с силой судьбы. Моя приемная мать почитала Идунн, среди прочего, как богиню садоводства (она сама была завзятой огородницей), а в 2009 году одна из языческих групп, в которых я работаю, «Племя Железного леса», установила священный шест в честь Идунн в яблоневом саду.

Идунн, богиня плодов,
слава тебе!
Богиня чудесных яблок, дарующих юность,
слава тебе!
Богиня преображений, странствий и возвращений,
хвала тебе, Идунн —
за каждый твой дар,
за милость твою,
за добрый совет,
за касанье твоих исцеляющих рук,
и за все, что ты есть, —
за тебя!
Слава тебе и хвала,
благословенная Идунн!

Galina Krasskova (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    Freya Aswynn, Northern Mysteries and Magic, p. 230.
  • 2
    «Язык поэзии», 25.
  • 3
    Viktor Rydberg, Teutonic Mythology.
  • 4
    Rudolf Simek, Dictionary of Northern Mythology.
  • 5
    Sheena McGrath, Asyniur.