О долге локианца

Автор: Дель Ташлин (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Статья написана для проекта «Месяц Локи»

Это не столько продуманная и взвешенная статья, сколько попытка хоть немного выпустить пар. Я прямо-таки пышу яростью и бурлю черной желчью, и чтобы не лопнуть, мне надо срочно облегчить душу. Так что прошу прощения, если этот очередной пост для «Месяца Локи» окажется не настолько изящным и милым, как вы ожидали.

Впрочем, нет — не прошу.

Короче говоря.

У Локи дурная репутация. Когда Снорри писал свою «Младшую Эдду», он не мыслил себе религию без четко очерченной морали того или иного рода — без ясного разделения на добро и зло. Тех, кого он считал «добрыми», как, например, Одина, полагалось чтить; тех же, кто казался ему «злым», как Локи, следовало причислить к бесам. Но личный гнозис наших современников, подкрепленный бесчисленными свидетельствами, говорит несколько о другом: Один — не только мудрый старец, принесший себя в жертву ради знаний. Многие и многие из нас имели дело с другой ипостасью Одина — с отвязным парнем, который совсем не прочь надраться в компании с тем же Локи и сплясать в обнимку с первой подвернувшейся красоткой — или красавчиком, если уж на то пошло. Как подтвердят почти все мои знакомые духовидцы, работающие с Одином, в этом своем обличье Один не настолько смахивает на Иисуса, как пытался убедить своих читателей Снорри.

И с Локи — ровно та же история, только наоборот. В свое время Локи почитали за хитроумие, смекалку и способность находить выход из любого тупика, и на этом основании Снорри решил, что Локи сопоставим с христианским Сатаной. Обратите внимание, что ни один из учеников Христа не блистал подобными талантами. Христианская церковь не стремилась поощрять такие способности в своих последователях. Поэтому ничего удивительного, что Локи был истолкован как аналог Сатаны.

Существуют серьезные научные исследования, в которых доказывается, что некоторые сюжеты Снорри целенаправленно изменил, чтобы они лучше вписывались в эту схему черно-белой морали. По сей день ученые спорят, действительно ли считалось, что Локи сыграет ту роль в гибели богов, которая приписывается ему в «Младшей Эдде»: известны (и не из личного гнозиса наших современников, а из старинных источников) другие версии Рагнарёка, в которых Локи напрочь отсутствует. Некоторые сомнения вызывает даже содержание «Перебранки Локи» из «Старшей Эдды».

Впрочем, если уж вы читаете проект «Месяц Локи», полагаю, вам не надо доказывать, что Локи в свое время пал жертвой клеветы. Сама идея этого проекта возникла из-за того, что одной только попытки поднять рог за Локи на собрании асатруа подчас хватает, чтобы все со всеми перессорились. Нет, вы только вдумайтесь: одно его имя уже само по себе вносит разлад!

Вот потому-то я и взбесился. Я всем сердцем, всем своим существом верю и знаю, что долг каждого локианца состоит, среди прочего, в том, чтобы служить достойным представителем своего бога. Всем нам просто необходимо держать марку — потому что Он избирает тех, в ком есть понятие о чести и морали, ясный ум, достоинство и надежность. Разумеется, надо быть слепым, чтобы не видеть, что встречаются — и в интернете, и в реале — такие деятели, которые вытворяют черт знает что, прикрываясь именем Локи. Это же так удобно: вести себя как придурок, а всю вину сваливать на Локи! Бывают и такие, кто машинально винит Локи всегда, когда случается что-нибудь непредвиденное и неприятное. Среди северных язычников полно таких, кто возлагает на Локи вину и за плохую погоду, и за проблемы в личной жизни, и вообще за все, что вызывает недовольство и неудобство. По-своему они не так уж и неправы: Локи — бог творческого, продуктивного разрушения, так что Он нередко берет в свои руки те ситуации, в которых необходимо что-то изменить. Но если вам попросту отдавили ногу в автобусе или вы узнали, что ваш любовник похаживает налево, это еще не значит, что во всем виноват Локи.

Итак, мой долг представителя Локи в Мидгарде — доказать, что можно (и нужно) чтить Локи, не будучи при этом отморозком. Что у меня тоже есть твердая мораль и этика — не столь уж и отличные от морали и этики тех, кто поклоняется Одину, Фрейе или даже Скади. Некоторые мои знакомые вбили себе в голову, что если я проявляю к чему-то интерес, то непременно это разрушу и сровняю с землей. Это сущая глупость. Сила Локи, которую я подчас вношу в различные ситуации, выпестовала и взрастила немало полезного.

Но это так лишь потому, что я стараюсь изо всех сил. Я отдаю себе отчет, что представляю в этом мире не самого популярного из богов и что в каждых новых обстоятельствах мне первым делом приходится доказывать, что мне можно доверять. Что я пойду прямым путем, если, конечно, тот не уводит в сторону от цели. Что я не украду, а вежливо попрошу то, что мне нужно, или, еще лучше, заслужу на это право.

Среди тех, кто притязает на родство с Локи, слишком много таких, кто меня откровенно смущает. Таких, кто использует его лишь как средство для достижения личных целей. Таких, кто прикрывается его именем, чтобы пользоваться благами той социальной среды, которую сформировали локианцы, или оправдывать свои отвратительные выходки («Это не я, это Локи меня заставил!»).

Поэтому я вас спрашиваю: что полезного вы сделали, чтобы восстановить доброе имя божества, которому вы служите? Понимаете ли вы, что ваши слова и поступки бросают тень на всех, кого вы объявляете своими близкими (будь то боги, или ваши единоверцы, друзья или родные)? И что вы изменили в себе ради того, чтобы о ваших любимых думали лучше?

Спасибо, что прочитали этот текст. Мне и вправду стало чуть полегче. Отчасти я сражаюсь здесь с собственными тенями: я сейчас по многим направлениям отстаю от графика своей работы, и мне начинает казаться, что стереотипные мнения о таких, как я, — о людях с инвалидностью, о духовидцах, о локианцах и т.д. — в чем-то верны: что я и впрямь ненадежен, что я беру на себя больше, чем могу сделать, и не держу своих обещаний. Но на самом деле я сейчас просто действую чуть медленнее обычного, потому что работы навалилось слишком много. И мне приходится напоминать себе, что я делаю все, что могу, и в то же время не растрачивать себя подчистую и сначала заботиться о собственных насущных потребностях, а потом уж пытаться помогать другим.

Del Tashlin (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Лицензия Creative Commons
Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.