Дары дома Мундильфари

Дары дома Мундильфари
Автор: Мэнни Оулдс (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Возрождение и обновление

Это самый древний и самый очевидный из даров семейства Мундильфари. Если вы хотите начать жизнь с чистого листа, отметить какой-либо обряд перехода, рождения или смерти или просто вознести хвалу круговороту времен и мировым циклам, — поднимите рог во славу Мани. Или станцуйте при лунном свете.

Естественные науки, математика и хронометрия

О Мани нам известно очень мало, но, по крайней мере, мы знаем, что он управляет луной. Как пишет Квельдульф Гундарссон в своей книге «Тевтонская магия», «в тевтонской картине мира луна ассоциируется не с эмоциями и подсознанием, а с системами мер, порядком и рассудком».

Мы знаем, что в основе многих древних календарей лежали лунные циклы. Мани, сын Времявращателя, очевидным образом связан со счетом времени и календарями. Математика формировалась на основе многих различных источников, но одним из них, несомненно, было составление календарей. К нему восходят арифметика и теория чисел.

Часовой механизм. Иллюстрация к статье "Дары дома Мундильфари"

Еще одним источником стало человеческое желание понять, что именно мы видим, когда поднимаем глаза к небу: это желание дало начало астрономической науке и способствовало развитию геометрии.

Регулярные лунные циклы и циклы приливов и отливов внесли свой вклад в представление о том, что мир, в котором мы живем, упорядочен, но не статичен, — а это представление, по существу, лежит в основе всех естественных наук. А потребность по-настоящему глубоко понять, что представляют собой перемены вообще, стимулировала развитие математического анализа.

Разумеется, Один и Ньёрд тоже имеют некоторое отношение к прикладной математике (в связи с навигацией и перевозкой грузов), но если вам нужен настоящий специалист по математике или физике, то, я полагаю, лучше обратиться к Мани.

Путешествия

Сунна и Мани постоянно путешествуют сами и потому относятся сочувственно ко всем путникам.

Как мне представляется, к ним можно обращаться с просьбами о том, чтобы ваше путешествие прошло благоприятно. Они постоянно присматривают за Мидгардом, а, значит, их можно просить о помощи и в том случае, если вы заблудились или потеряли какую-то вещь, особенно вне дома.

Кроме того, у Мани (насколько нам известно) нет коня, а потому он особенно благоволит тем, кто путешествует пешком.

Энергия

Общеизвестно, что Солнце — источник энергии на Земле: в конечном счете, солнечная энергия — это не только тепло и свет, поступающие непосредственно от дневного светила, но и все земные запасы химической и кинетической энергии (полезные ископаемые, деревья ветер). Луна светит отраженным светом Солнца, а сила ее тяготения вызывает на Земле приливы и отливы, которые, в свою очередь, тоже могут служить источником энергии.

Поэтому я предполагаю, что Сунна и Мани тесно связаны с принципом энергии. Надеюсь, что когда-нибудь смогу узнать об этом больше.

Усыновление, опекунство и спасение детей

Мани и его сестра в свое время стали приемными детьми богов. У Мани, в свою очередь, тоже появились приемные дети — Хьюки и Биль (позже, в детских стишках, превратившиеся в Джека и Джилл). Некоторые утверждают, что лунный бог спас этих детей от жестокого отца, который заставлял их всю ночь напролет носить воду из колодца.

На этом основании я предполагаю, что Мани покровительствует усыновлению и опеке над детьми, а также помогает детям, особенно потерявшимся или терпящим жестокое обращение.

Связи с Тором

На древних каменных памятниках символы, связанные с Сунной и Мани (маленькие вращающиеся диски, иногда окруженные змеей), иногда соседствуют с символами Тора (более крупными дисками, спиралями и свастиками).

В латышской мифологии (испытавшей сильное влияние скандинавской, поскольку викинги в свое время торговали и воевали на территории современной Латвии) бог грома Перконс — друг или родственник Менесса, бога луны. В одном из сюжетов он сокрушает молнией дуб по дороге на свадьбу Менесса1В действительности отношения между Перконсом и Менессом в латышской мифологии далеки от дружеских. Бог грома и бог луны выступают как соперники в борьбе за благосклонность Сауле, богини солнца. Упомянутый миф на самом деле повествует о том, как Перконс разбивает молнией мировое древо, разгневавшись на то, что Сауле досталась в жены Менессу. В другом мифе Перконс наказывает Менесса за супружескую неверность, рассекая его пополам. — Примеч. перев..

Эвгемеризируя скандинавские мифы в прологе к «Младшей Эдде», Снорри отождествляет Тора с потомком троянского «конунга» по имени «Мунон или Меннон». В этом также можно усмотреть намек на связь с богом луны, хотя и не вполне содержательный.

Я предполагаю, что Тор и Мани действительно каким-то образом связаны друг с другом. Так или иначе, оба они проявляют заметный (по сравнению со многими другими асами) интерес к жизни простых людей, обитающих в Мидгарде.

* * *

Завершить этот краткий обзор я хочу отрывком из книги Мирчи Элиаде «Священное и мирское»:

Схожим образом, беглый анализ разнообразных религиозных представлений о луне ясно показывает все то, что люди смогли вывести для себя из лунных ритмов. Благодаря лунным фазам — то есть, рождению, смерти и воскресению луны — люди постигли свой собственный образ бытия во вселенной и возможность выживания или возрождения после смерти. Благодаря лунной символике религиозный человек сумел  сопоставить друг с другом великое множество фактов, на первый взгляд, никак не связанных между собой, и, в конце концов, свести их в единую систему. Не исключено даже, что именно сакрализация лунных ритмов заложила основу для первого великого антропокосмического синтеза в мировоззрении первобытных людей. Именно лунная символика дала возможность связать между собой такие разнородные явления, как рождение, становление, смерть и воскресение; воды, растения, женщина, плодородие и бессмертие; космическая тьма, жизнь до рождения и загробная жизнь, за которой следует возрождение по примеру лунного («свет, выходящий из тьмы»); ткачество, символ «нити жизни», судьба, понятие времени, смерть и так далее. В целом, лунная символика помогла открыть или прояснить большую часть понятий, связанных с циклами, двойственностью, полярностью, противоположностью и конфликтом, а также примирением противоположностей, coincidentia oppositorum. Мы вправе говорить даже о некой метафизике луны как согласованной системе «истин», относящихся к образу бытия, который свойствен всем живым существам, всему тому, что причастно к жизни космоса, то есть претерпевает рождение, рост и угасание, смерть и воскресение. Не будем забывать: религиозному человеку луна открывает не только то, что смерть неразрывно связана с жизнью, но и, самое главное, то, что смерть не окончательна и за нею всегда следует новое рождение.

Manny Olds (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

  • 1
    В действительности отношения между Перконсом и Менессом в латышской мифологии далеки от дружеских. Бог грома и бог луны выступают как соперники в борьбе за благосклонность Сауле, богини солнца. Упомянутый миф на самом деле повествует о том, как Перконс разбивает молнией мировое древо, разгневавшись на то, что Сауле досталась в жены Менессу. В другом мифе Перконс наказывает Менесса за супружескую неверность, рассекая его пополам. — Примеч. перев.