Дом Мундильфари: небесные йотуны

Дом Мундильфари: небесные йотуны
Автор: Рейвен Кальдера (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Рейвен Кальдера, «Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции»

Грейс Палмер, "Мундильфари"
Грейс Палмер, «Мундильфари»

В скандинавской космологии божества, олицетворяющие Солнце, Луну, День и Ночь, происходят от великанов. С точки зрения родословных, они не составляют отдельного племени: это просто йотуны, поставленные выполнять определенную работу — и несущие свое бремя практически без отдыха и сна. В сущности, они принесли себя в жертву, чтобы в Девяти мирах могли регулярно сменяться свет и тьма. И только с этой точки зрения их можно рассматривать как особую группу, объединенную общим предназначением.

До тех пор, пока асы не организовали смену дня и ночи, три древнейших мира освещались лишь бледно-зеленым сиянием Мирового Древа и огнями Муспелля. В Нифльхейме и в нижнем мире царили вечные сумерки. После потопа возник Йотунхейм, и ему досталось чуть побольше света, поскольку он оказался ближе к Муспелльхейму, тускло-оранжевое зарево которого проникало сквозь преграду между мирами. Затем асы создали Асгард и завели порядок, по которому Солнце и Луна стали обходить небеса всех миров по установленным раз и навсегда путям. К каждому светилу приставили хранителя, который везет его на колеснице, и вестника, который скачет перед ним на коне, расчищая ему дорогу. Богами Солнца и Луны стали, соответственно, Сунна и Мани — дети великана Мундильфари.

Мундильфари, или Мундильфьори, «Вращатель Времени», получил такое прозвище не случайно: говорят, он весьма искусно управлял ходом времени, на что были способны лишь очень и очень немногие йотуны за всю историю миров. Асы похитили его детей и поставили себе на службу, сделав их возницами Солнца и Луны, и с тех пор Сунна и Мани по очереди объезжают небо на своих колесницах. Утверждают, что причиной тому была их исключительная красота, но в действительности более вероятно, что их избрали за особую наследственность. Сунна и Мани не умеют обращать время вспять, как их отец, но все же переняли от него чутье на пути времени и на развилки вероятностей и времен — талант, небесполезный для тех, кто заведует времяисчислением.

Древняя великанша Нотт присоединилась к дому Мундильфари и стала богиней Ночи, вестницей Мани. Даг, которого Нотт родила от Деллинга, стал богом дня, вестником Сунны. Благодаря семейству и дому Мундильфари мы чувствуем и осознаём ход Времени — ежедневно и ежечасно.

Кроме Сунны и Мани, у Мундильфари был еще один ребенок — дочь по имени Синтгунт, упомянутая в одном древнегерманском заклинании вместе с Сунной; в наши дни ее почитают как богиню сумерек и звездного света. Больше о Мундильфари мы почти ничего не знаем — разве только то, что к настоящему времени его, возможно, уже нет среди живых.

Небесные йотуны (не считая волков Скеля и Хати, которые по сути принадлежат к роду Железного Леса) довольно близки к асам и неплохо с ними ладят. В браки они вступают обычно с огненными йотунами, и только древняя инеистая великанша Нотт брала себе возлюбленных из разных рас.

Raven Kaldera (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.