Хермод

Автор: Джон Линдоу (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Джон Линдоу, «Скандинавская мифология»

Поездка Хермода в Хель. Иллюстрация работы Оулавюра Бриньюльвссона из исландской рукописи NKS 1867 4to, (96r, 1760 г.)
Поездка Хермода в Хель. Иллюстрация работы Оулавюра Бриньюльвссона из исландской рукописи NKS 1867 4to, (96r, 1760 г.)

Хермод (Hermóðr) — сын (или слуга) Одина, отправившийся в Хель, чтобы попытаться вернуть Бальдра в мир живых. Вопрос о статусе Хермода (сын или слуга?) возникает в связи с неоднозначным выражением sveinn Óðins, «юноша Одина», в основной рукописи Младшей Эдды (в других рукописных версиях прямо говорится «сын»). Многое свидетельствует о том, что первоначально Хермод был не богом, а смертным героем. Например, в строфе 2 «Песни о Хюндле» он поставлен в один ряд с героем Сигмундом: оба получают дары от Одина. В «Речах Хакона», 14 он предстает как обитатель Вальгаллы, встречающий только что погибшего конунга Хакона Доброго. Здесь вместе с ним упомянут Браги — но, вероятно, речь идет не о божестве, а о знаменитом скальде по имени Браги Старый. Более того, Хермод ни разу не упоминается в перечнях асов у Снорри, хотя создается впечатление, что он присутствует при многих событиях. И, наконец, в древнеанглийской традиции известен герой — со всей определенностью смертный — по имени Херемод, которого многие считают эквивалентом скандинавского Хермода.

Если Хермод — слуга Одина, то он выполняет роль, подобную той, которую берет на себя Скирнир, слуга Фрейра: как Скирнир путешествует в мир великанов, чтобы сосватать для Фрейра великаншу Герд, и в мир карликов, чтобы добыть волшебные путы для Фенрира, так и Хермод отправляется в Хель с поручением от своего господина. Если же он — не слуга, а сын Одина, то он оказывается четвертым из братьев, вовлеченных в драму Бальдра: Бальдр выступает как жертва, Хёд — как убийца, Вали — как мститель, а Хермод — как тот, кто пытается исправить содеянное.

Так или иначе, поездка Хермода в Хель — один самых красочных сюжетов скандинавской мифологии, которому находится множество аналогов в христианской визионерской литературе и героических легендах разных народов. Хермод отправляется в путь верхом на Слейпнире, коне Одина; он пересекает реку Гьёлль по мосту Гьялларбру, ответив на вопросы Модгуд, охраняющей этот мост; он перепрыгивает через Хельгринд, решетчатые ворота в Хель, и входит в чертоги мертвых, где видит своего брата, сидящего на почетном месте. На другой день он приходит к Хель со своей просьбой, и та соглашается отпустить Бальдра, если все на свете, живое и неживое, станет его оплакивать (но этого, как мы знаем, не случится). Затем Хермод возвращается из мира мертвых и привозит богам кольцо Драупнир, которое Один положил на погребальный костер Бальдра, и дары, которые Нанна, жена Бальдра, передала для Фригг.

Хермод — интересный персонаж, но в мифе он играет лишь вспомогательную роль. Центральное место отведено Бальдру и Хёду, которым предстоит вернуться в мир живых после Рагнарёка.

Дополнительная литература: John Lindow, Murder and Vengeance among the Gods: Baldr in Scandinavian Mythology. FF Communications, 262 (Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1997), chapter 4.

John Lindow (c)
Перевод: Анна Блейз (с)

Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.